Перевести страницу

Форум

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута на уроке стандарта второго поколения

       Уважаемые коллеги, приглашаю к обсуждению опыта работы по выстраиванию индивидуального образовательного маршрута на уроке стандарта второго поколения.

        Необходимость процесса индивидуализации образования отражена в стандартах второго поколения. В  технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута я работаю в основном в 8 и 9 классах. Это дети подросткового возраста, будущие старшеклассники. А средняя школа по новым стандартам – это школа индивидуальных образовательных маршрутов.

       Процесс индивидуализации на уроке отличается от индиивидуального подхода. При осуществлении индивидуального подхода у всех детей одно содержание образования, при осуществлении процесса индивидуализации у каждого ребёнка свой заказ на содержание образования – из категории планируемых результатов «выпускник научится», «выпускник получит возможность научиться».

     На первом этапе конструирования урока в технологии построения индивидуального маршрута осуществляется диагностика: распределение учеников на группы с помощью различных методик диагностики индивидуального стиля деятельности. В нашей школе используется модернизированная методика Колба, автор Фастова.

         На втором этапе создаётся смыслопоисковая ситуация, ставятся задачи урока, осуществляется процесс мотивации.

      Далее прорабатывается предметное содержание. Ученикам предоставляется право выбора уровня сложности заданий. Обязательна рефлексия деятельности (сопоставление задач с урока с результатом). Часто использую рефлексивную таблицу, где особый акцент делаю на заполнение последней графы «Устранение недостатков». На данном этапе продолжается выстраивание индивидуального маршрута: или ученик продолжает отрабатывать базу или переходит к заданиям повышенного уровня с выходом на результат «выпускник получит возможность научиться».

      Технология является "проникающей" и удачно сочетается с технологией проблемного обучения. Предлагаю несколько примеров технологических карт уроков:

1) технологическая карта урока в 9 классе. Тема "Проблемы природно-ресурсной основы экономики РФ""

2) технологическая карта урока-рефлексии в 8 классе. Тема "Внутренние воды России"

3) технологическая карта урока в 9 классе. Тема "Районирование России"

Эффективное использование ресурсов информационного образовательного пространства школы в построении индивидуального маршрута обучающегося

       Уважаемые коллеги, приглашаю к обсуждению опыта работы по теме "Эффективное использование ресурсов информационного образовательного пространства школы в построении индивидуального маршрута обучающегося".

          Современное образование в свете требований ФГОС делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику.  Индивидуальный образовательный маршрут — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту). Реализовать личностный потенциал ребёнка мне удаётся через использование ресурсов информационного образовательного пространства школы, которое координирует информационно-библиотечный центр.

        Четвёртый год я веду курс «Проектная и учебно-исследовательская деятельность». В рамках курса мы занимаемся исследованием природы, экономики, населения Костромской области. Накоплен немалый опыт: создан авторский диск «Физическая и экономическая география Костромской области. Население», разработаны материалы по формирующем и итоговому оцениванию, учениками разрабатываются интереснейшие проекты. Но нет предела совершенству. В этом учебном году я для себя поставила цель: выйти с продуктами проектной деятельности на Всероссийский уровень.

        В электронных образовательных ресурсах, которые информационно-библиотечный центр представил на официальном сайте школы, мы с ребятами нашли ссылку на научно-популярную энциклопедию «Вода России». Оказалось стать соавтором раздела «Народная энциклопедия» может любой желающий: от школьника до профессора. Для реализации идеи нами была задействована инфраструктура учебно-исследовательского отдела ИБЦ, т.е. специализированные кабинеты с лабораторным и техническим оборудованием. Вообще в рамках своего курса мы с детьми используем цифровые лаборатории, школьную метеостанцию, ноутбуки, цифровой микроскоп, ресурсы школьной химической лаборатории, коллекцию горных пород и минералов, компасы, карты, глобусы и др.

      Каждого участника проектной деятельности необходимо сопровождать, т.е планировать детальный индивидуальный маршрут с описанием конкретных задач и планируемых результатов. В каждом маршруте несколько этапов: подготовка, планирование, исследование, результаты, подготовка к защите, защита проекта, рефлексия. С одним из таких маршрутов можно познакомиться по ссылке.

         Первый опыт оказался удачным. Со статьёй "Тебза - малая река России" можно познакомиться по ссылке. А здесь ссылка на статью "Письма - малая река России".


Учить учиться с технологией РКЧП

             Коллеги, приглашаю обсудить статью, в которой раскрывается мой опыт работы в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).

            Данная технология может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). Технология РКМЧМ - это четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

            Ведущей педагогической идеей моего опыта является выбор и апробация приёмов и стратегий технологии РКМЧП при решении теоретических, практических и контролирующих вопросов школьного курса географии.

          Одним из основных положений технологии РКМЧП является следование трем фазам учебного занятия: вызов, осмысление (работа с текстом), рефлексия. На этапе вызова предполагается создание мотивации к получению знаний. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предлагаться на следующих этапах работы. Мой опыт работы показал целесообразность применения на данном этапе приёмов «Кластер» и «Я уже знаю». Этап осмысления предполагает ввод новой информации. На данном этапе эффективно использовать с учениками такие приёмы, как «чтение с пометками и таблица INSERT», «бортовой журнал», «решение творческих учебных задач», «ключевые слова», различные виды таблиц: таблицу-синтез, сводную таблицу, таблицу тонких и толстых вопросов, концептуальную таблицу. На этапе рефлексии, где происходит творческое развитие ученика и осознание им уже обретенной информации,  разумно использовать приём «синквейн».

         Для развития у школьников умений анализировать текст совместно с другими людьми, вести исследовательскую работу в группе, доступно передавать информацию другому человеку уместно использовать целую системную стратегию «Зигзаг» технологии РКМЧП автора Роберта Славина.

             Ценность применения технологии РКМЧП на уроках географии очевидна: технология способствует формированию навыков направленного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма, развивает критическое мышление. А это непосредственно влияет на учебные достижения учащихся. Так, например, в классах, где я активно в течение двух лет использовала технологию РКМЧП, качество знаний, учебных умений и навыков учащихся по географии повысилось на 20 - 30%.

             Внедрение в практику преподавания географии когнитивных приёмов  и стратегий технологии РКМЧП повышает мотивацию к изучению предмета. Подтверждением тому является высокий рейтинг предмета география среди других школьных предметов, рост активности участия учащихся 6-11 классов за два последних года в I  туре Всероссийской олимпиады школьников по географии на 19%, увеличение за тот же период до 86%  количества  выпускников 9 классов, выбравших географию для государственной (итоговой) аттестации.

          Применение технологии РКМЧП на уроках географии способствует развитию большинства умений, необходимых не только в учебной деятельности, но и в реальной жизни, повышает мотивацию к обучению, позволяет формировать у  учащихся базовые компетенции, прежде всего коммуникативную и оценочную,   навыки самообразования.  Иными словами, эта технология помогает школьнику стать активным в освоении знаний, учит учиться.

            Форумная ветка обсуждения ЗДЕСЬ.