Перевести страницу

Форум

Учить учиться с технологией РКЧП

             Коллеги, приглашаю обсудить статью, в которой раскрывается мой опыт работы в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).

            Данная технология может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). Технология РКМЧМ - это четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

            Ведущей педагогической идеей моего опыта является выбор и апробация приёмов и стратегий технологии РКМЧП при решении теоретических, практических и контролирующих вопросов школьного курса географии.

          Одним из основных положений технологии РКМЧП является следование трем фазам учебного занятия: вызов, осмысление (работа с текстом), рефлексия. На этапе вызова предполагается создание мотивации к получению знаний. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предлагаться на следующих этапах работы. Мой опыт работы показал целесообразность применения на данном этапе приёмов «Кластер» и «Я уже знаю». Этап осмысления предполагает ввод новой информации. На данном этапе эффективно использовать с учениками такие приёмы, как «чтение с пометками и таблица INSERT», «бортовой журнал», «решение творческих учебных задач», «ключевые слова», различные виды таблиц: таблицу-синтез, сводную таблицу, таблицу тонких и толстых вопросов, концептуальную таблицу. На этапе рефлексии, где происходит творческое развитие ученика и осознание им уже обретенной информации,  разумно использовать приём «синквейн».

         Для развития у школьников умений анализировать текст совместно с другими людьми, вести исследовательскую работу в группе, доступно передавать информацию другому человеку уместно использовать целую системную стратегию «Зигзаг» технологии РКМЧП автора Роберта Славина.

             Ценность применения технологии РКМЧП на уроках географии очевидна: технология способствует формированию навыков направленного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма, развивает критическое мышление. А это непосредственно влияет на учебные достижения учащихся. Так, например, в классах, где я активно в течение двух лет использовала технологию РКМЧП, качество знаний, учебных умений и навыков учащихся по географии повысилось на 20 - 30%.

             Внедрение в практику преподавания географии когнитивных приёмов  и стратегий технологии РКМЧП повышает мотивацию к изучению предмета. Подтверждением тому является высокий рейтинг предмета география среди других школьных предметов, рост активности участия учащихся 6-11 классов за два последних года в I  туре Всероссийской олимпиады школьников по географии на 19%, увеличение за тот же период до 86%  количества  выпускников 9 классов, выбравших географию для государственной (итоговой) аттестации.

          Применение технологии РКМЧП на уроках географии способствует развитию большинства умений, необходимых не только в учебной деятельности, но и в реальной жизни, повышает мотивацию к обучению, позволяет формировать у  учащихся базовые компетенции, прежде всего коммуникативную и оценочную,   навыки самообразования.  Иными словами, эта технология помогает школьнику стать активным в освоении знаний, учит учиться.

            Форумная ветка обсуждения ЗДЕСЬ.


Нечаева Валентина Ивановна

Уважаемая, Лариса Владимировна, я полностью согласна с тем, что данная технология предлагает приёмы, направленные на развитие у учащихся мыслительных умений, так необходимых для жизни в современном мире - умении критически относиться к информации, давать оценки, самостоятельно принимать решения и делать выводы. И главное, какой результат даёт на уроках и во внеурочной деятельности! Отдельные приёмы технологии, я уже использую. Ознакомившись с Вашим опытом, работу в данном направлении обязательно продолжу! С уважением, В.И. Нечаева.

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Валентина Ивановна, действительно технология результативна. Обязательно продолжайте использовать и на уроках и во внеурочной деятельности.

Потемкина Ирина Анатольевна

Лариса Владимировна, добрый день. Возникают ли трудности у ребят на таких уроках? Если да, то на какой фазе? В чем заключаются?
P.S. Спасибо за интересный материал.

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Ирина Анатольевна, конечно трудности есть. Учебный материал объёмный, его сложно представлять графически, детям сложно самим проводить линию сравнения, задавать сложные вопросы. Но мы учимся преодолевать препятствия из урока в урок. Спасибо за внимание к мои работам!

Молодкина Ирина Анатольевна

Я филолог и технологию РКМЧП стараюсь применять на своих уроках, считаю ее продуктивной, интересной, мотивирующей. "Не для школы - для жизни учимся", - это девиз МОУ СОШ № 1 имени И Нечаева, в которой я работаю. А данная технология, как мне кажется, очень хорошо подходит для решения не только учебных, но жизненных задач. Хотелось бы Вам, Лариса Владимировна, задать вопрос: какой прием в технологии РКМЧП Вам нравится больше всего? И почему?

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Полностью с Вами согласна, Ирина Анатольевна. Технология РКМЧП полностью отвечает требованиям стандарта второго поколения. Сложно выделить самый любимый приём, т.к. нравятся многие, среди них приём "Тонкие и толстые вопросы" за возможность использования на любой стадии урока и обучение детей формулировать "умные вопросы". Приём "Кластер" позволяет нам выстраивать графически погружение в тему, а приём "Дерево предсказаний" развивает умение аргументировать и составлять прогнозы. Особо хочу выделить таблицы "Инсерт", "Концептуальную таблицу", используемые практически на каждом уроке.

Седых Роман Васильевич

Уважаемая Лариса Владимировна! Я с Вами согласен, что внедрение в практику преподавания географии, да и других предметов, когнитивных приёмов и стратегий технологии РКМЧП повышает мотивацию к изучению предмета. У меня к Вам ряд вопросов. Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок усвоить большой объем информации. Для всех ступеней образования удобно применять этот приём? На каком этапе обучения целесообразнее? Часто ли в Вашей практике Вы применяете приём «Синквейн»? В каких классах он более успешен?

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Роман Васильевич, приём "Зигзаг" применяю на основной и средней школы с разницей объёма текста. Приём полностью вписывается в системно-деятельностный подход урока по ФГОС. Приём "Синквейн" также использую довольно часто, особенно на этапе рефлексии деятельности. Наиболее успешен приём, где дети в основном с гуманитарным типом мышления.

Чухрий В.В., учитель биологии

Уважаемая Лариса Владимировна! Технология РКМЧП не нова, но так интересна для педагога и ученика, что является актуальной постоянно. Технология разнообразна своими способами и приёмами для организации учебной деятельности ребёнка, группы, класса. Хорошо вписывается в индивидуализацию. Вы постоянно делитесь своим опытом применения данных технологий, мы учимся у Вас. Спасибо, что активно работаете по применению технологий обучения, анализируете свою деятельность, делаете выводы и позволяете нам учиться.

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Вера Васильевна, спасибо за отзыв. Полностью с Вами согласна, что технология отвечает требованиям ФГОС и позволяет формировать УУД.

Белькова Татьяна Александровна

Уважаемая Лариса Владимировна! Спасибо за опубликованный Вами материал. Технология РКМЧП позволяет заинтересовать ученика, пробудить в нем исследовательскую , творческую активность, использовать уже имеющиеся знания, представить условия для осмысления нового материала, а также помогает обобщить полученные знания.

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Коллеги, мы с Вами работает в одном направлении. Продолжаем осваивать ФГОС с технологией РКМЧП!

Голубева Н.В., Бонокина Т.Н.

Уважаемая Лариса Владимировна! Мы с Вами солидарны в том, что технология РКМЧП повышает мотивацию к предметам и развивает у школьников умение наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи. Мы эффективно используем эту технологию на своих уроках, так как дети в процессе обучения сами конструируют этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сами отслеживают направления своего развития, сами определяют конечный результат, что крайне важно при работе по новым стандартам ФГОС.

Комментировать
Чистякова О.Е.

Лариса Владимировна! Спасибо за статью, полностью с Вами согласна. Технология критического мышления, её приемы для меня являются самыми любимыми. Это действительно действенные приёмы работы, которые позволяют постигать содержание с разных сторон, заставляют ребенка думать, а не просто так читать текст.
Возможности технологии не ограничиваются географией, литература, русский, окружающий мир, история...
Даже первокласснику под силу собрать "корзину идей", поиграть "знаю-не знаю"...

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Ольга Евгеньевна, Ольга Ивановна спасибо за интерес к статье. Отрадно, что данная технология используется, начиная с первого класса. Именно так и соблюдаются принципы преемственности.

Смирнова Лариса Владимировна

Коллеги, Вы можете продолжить обсуждение статьи

Комментировать
Федорец Ольга Ивановна

Лариса Владимировна, согласна с Вами. Именно технология РКМЧП способствует формированию УУД у учащихся. У мение работать с текстом - это одно из самых главных умений, необходимых по жизни учащимся в старшей школе, в ВУЗе.