Перевести страницу

Форум

Эффективное использование ресурсов информационного образовательного пространства школы в построении индивидуального маршрута обучающегося

       Уважаемые коллеги, приглашаю к обсуждению опыта работы по теме "Эффективное использование ресурсов информационного образовательного пространства школы в построении индивидуального маршрута обучающегося".

          Современное образование в свете требований ФГОС делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику.  Индивидуальный образовательный маршрут — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту). Реализовать личностный потенциал ребёнка мне удаётся через использование ресурсов информационного образовательного пространства школы, которое координирует информационно-библиотечный центр.

        Четвёртый год я веду курс «Проектная и учебно-исследовательская деятельность». В рамках курса мы занимаемся исследованием природы, экономики, населения Костромской области. Накоплен немалый опыт: создан авторский диск «Физическая и экономическая география Костромской области. Население», разработаны материалы по формирующем и итоговому оцениванию, учениками разрабатываются интереснейшие проекты. Но нет предела совершенству. В этом учебном году я для себя поставила цель: выйти с продуктами проектной деятельности на Всероссийский уровень.

        В электронных образовательных ресурсах, которые информационно-библиотечный центр представил на официальном сайте школы, мы с ребятами нашли ссылку на научно-популярную энциклопедию «Вода России». Оказалось стать соавтором раздела «Народная энциклопедия» может любой желающий: от школьника до профессора. Для реализации идеи нами была задействована инфраструктура учебно-исследовательского отдела ИБЦ, т.е. специализированные кабинеты с лабораторным и техническим оборудованием. Вообще в рамках своего курса мы с детьми используем цифровые лаборатории, школьную метеостанцию, ноутбуки, цифровой микроскоп, ресурсы школьной химической лаборатории, коллекцию горных пород и минералов, компасы, карты, глобусы и др.

      Каждого участника проектной деятельности необходимо сопровождать, т.е планировать детальный индивидуальный маршрут с описанием конкретных задач и планируемых результатов. В каждом маршруте несколько этапов: подготовка, планирование, исследование, результаты, подготовка к защите, защита проекта, рефлексия. С одним из таких маршрутов можно познакомиться по ссылке.

         Первый опыт оказался удачным. Со статьёй "Тебза - малая река России" можно познакомиться по ссылке. А здесь ссылка на статью "Письма - малая река России".



Торопова Ирина Валентинона

Лариса Владимировна! Ознакомилась с Вашей статьей "Эффективное использование ресурсов информационного образовательного пространства школы в построении индивидуального маршрута обучающегося". Очень здорово, что Вы активно используете цифровое оборудование школы в своей работе и сами являетесь источником информационного пространства школы. Вы пишите: "Каждого участника проектной деятельности необходимо сопровождать, т.е. планировать детальный индивидуальный маршрут с описанием конкретных задач и планируемых результатов. В каждом маршруте несколько этапов: подготовка, планирование, исследование, результаты, подготовка к защите, защита проекта, рефлексия".
Я с любопытством посмотрела предложенный Вами индивидуальный маршрут. Но мне он показался слишком обобщенный, в частности, этап исследования. Ведь этот маршрут подойдет для любого объекта. Пожалуйста, разъясните, в чем тут индивидуальность?

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Ирина Валентиновна, хочется поблагодарить Вас за внимание к моим работам. Индивидуальность маршрута заключается в чётких временных рамках и планируемых мероприятиях. Например, для этого проекта этап исследования включает экскурсию на реку Письма, заборы воды, практикум в кабинете химии с образцами воды. В информационном проекте будет только эмпирическое исследование источников литературы, в творческом - создание фильма, сайта и т.д. Для проекта о реке Письма главная задача учителя заключалась в обучении ребёнка исследованию, планируемый результат - научить оформлять статью с результатами работы. Заранее я сама никаких опытов не проводила, поэтому исследовательская составляющая и была непредсказуемой (скажем приближённой к научному исследованию). Следовательно и создаётся некое ощущение обобщённости.

Торопова Ирина Валентинона

Лариса Владимировна! Спасибо, все поняла.

Любовь Сергеевна Смирнова

Добрый день, Лариса Владимировна! Спасибо за представленный опыт эффективного использования ресурсов информационного образовательного пространства школы в построении индивидуального маршрута обучающегося. Ваши материалы буду рекомендовать использовать учителям начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности школьников по окружающему миру. Желаю Вам творческих успехов и новых побед!

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Любовь Сергеевна, изучение родного края всегда вызывается особый интерес. Я думаю, что младшие школьники с удовольствием подключатся к исследовательской деятельности.

Соловьева Людмила Викторовна

Лариса Владимировна, спасибо за интересный опыт привлечения учащихся к созданию "Народной энциклопедии". Учебные исследования, которые вы организуете с детьми, становятся их первыми научными исследованиями, грамотно представленными на всероссийском уровне. Такой подход повышает уровень ответственности школьника за качество проведения учебного исследования, позволяет увидеть оценку и значимость своего труда, воспитывает интерес к исследовательской деятельности.

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Людмила Викторовна, действительно дети ощутили чувство гордости, что наряду с известными реками России появились и статьи о наших маленьких речушках Костромского края. Тем более, что эти статьи написаны ими самими на основании проведённых исследований.

Фёдорова Ирина Валерьевна

Уважаемая Лариса Владимировна! Спасибо за предоставленные материалы. Они очень полезны для учителя в работе над проектами. Удачи Вам!

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Евгения Николаевна и Ирина Валерьевна, работа над любым проектом требует от учителя творчества и чёткого планирования совместной деятельности с учеником. Рада, что материалы оказались востребованными.

Москвитинова Евгения Николаевна

Уважаемая Лариса Владимировна! Всегда с интересом обращаюсь к теме "Проектная и учебно-исследовательская деятельность". Ваши материалы доступны и полезны для работы. Считаю , что в современных условиях именно это направление наиболее актуально. Спасибо за предоставленные материалы!

Комментировать
Седых Роман Васильевич

Уважаемая Лариса Владимировна! Я в своей работе использую ваш авторский диск «Физическая и экономическая география Костромской области. Население». Большое спасибо! Он оказывает неоценимую помощь в проведении уроков и во внеурочной деятельности. У меня к Вам вопросы. Как ученики определяются с выбором темы проекта? Как совместно проходит разработка индивидуального маршрута проекта? Какие вопросы и проблемы могут возникнуть при этой работе?

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Роман Васильевич, спасибо за интересные вопросы. Вначале обзорно знакомлю детей с курсом "География Костромской области", затем предлагаю большой спектр проблемных вопросов. Дети определяются какую проблему они хотели бы исследовать, и этот проблемный вопрос мы превращаем в тему проекта. При разработке индивидуального маршрута самое главное чётко определять сроки каждого этапа и контролировать его выполнения. Возникающие проблемы: дети затрудняются в определении гипотезы, объекта и предмета исследования, путают понятия "проект" и "продукт проектной деятельности". Но все эти проблемы решаются в ходе индивидуальных консультаций. А ещё мы с учениками постоянно ведём переписку по электронной почте.

Останина Л.В.

Уважаемая Лариса Владимировна, согласна с Вами с тем, что работая над проектом, учащийся должен выстроить свой индивидуальный маршрут, правильно используя ресурсы информационного образовательного пространства школы. Это поможет учащемуся «видеть» проект в целом.
На проектную деятельность учащихся взглянула другими глазами после прохождения Ваших курсов «Проектно-исследовательская деятельность». Лариса Владимировна, спасибо за рекомендации и материалы (некоторые я увидела в статье), которые помогли моей в работе!

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Любовь Владимировна, спасибо за отзыв. Для меня очень важно, чтобы ученик видел свои результаты работы над проектом. Действительно в любом проекте необходимо задействовать все имеющиеся ресурсы, в том числе и ресурсы ИБЦ.

Жук О.Л., Мирошниченко Э.Ю.

Уважаемая Лариса Владимировна! Мы благодарны Вам за накопленный опыт по курсу "Проектная и учебно-исследовательская деятельность". Ваши материалы доступны, чётки, лаконичны и позволяют сэкономить время работы учителя над проектом. Спасибо за предоставленную возможность воспользоваться технологическими картами и готовыми проектами учеников.

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Коллеги, курс действительно интересен, т.к формирует все виды УУД. Но, только при чётком планировании можно добиваться результатов.

Чистякова О.Е.

Уважаемая Лариса Владимировна! Ваш богатый материал необходимо рекомендовать учителям 4 классов при подготовке к ВПР. То, что собрано Вами, окажет бесценную помощь в работе с блоком "Родной край".
Думаю, что коллеги меня поддержат. Спасибо.

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Ольга Евгеньевна, Вы можете воспользоваться любым материалом по географии Костромской области. Рада, что ресурсы оказываются востребованными и в начальной школе.

Смирнова Ольга Сергеевна

Опыт, безусловно, интересный и полезный. Интересен педагогу, как методическое пособие в выстраивании индивидуальной проектной деятельности обучающихся. Интересен для обучающихся, так как предполагает сетевое взаимодействие между обучающимися разных районов области. Одна река объединяет множество населенных пунктов со своей неповторимой историей, судьбами. Река может стать отправной точкой в восприятии "мой город(село) - мой район - моя область - моя страна". Спасибо Ларисе Владимировне за неутомимость и творческие находки, двигающие к познанию и детей и педагогов.

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Ольга Сергеевна, спасибо за отзыв. После размещения статьи и согласования с модераторами научно-популярной энциклопедии, дети ещё больше прониклись идеей познания родного края.