Перевести страницу

Форум

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута на уроке стандарта второго поколения

       Уважаемые коллеги, приглашаю к обсуждению опыта работы по выстраиванию индивидуального образовательного маршрута на уроке стандарта второго поколения.

        Необходимость процесса индивидуализации образования отражена в стандартах второго поколения. В  технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута я работаю в основном в 8 и 9 классах. Это дети подросткового возраста, будущие старшеклассники. А средняя школа по новым стандартам – это школа индивидуальных образовательных маршрутов.

       Процесс индивидуализации на уроке отличается от индиивидуального подхода. При осуществлении индивидуального подхода у всех детей одно содержание образования, при осуществлении процесса индивидуализации у каждого ребёнка свой заказ на содержание образования – из категории планируемых результатов «выпускник научится», «выпускник получит возможность научиться».

     На первом этапе конструирования урока в технологии построения индивидуального маршрута осуществляется диагностика: распределение учеников на группы с помощью различных методик диагностики индивидуального стиля деятельности. В нашей школе используется модернизированная методика Колба, автор Фастова.

         На втором этапе создаётся смыслопоисковая ситуация, ставятся задачи урока, осуществляется процесс мотивации.

      Далее прорабатывается предметное содержание. Ученикам предоставляется право выбора уровня сложности заданий. Обязательна рефлексия деятельности (сопоставление задач с урока с результатом). Часто использую рефлексивную таблицу, где особый акцент делаю на заполнение последней графы «Устранение недостатков». На данном этапе продолжается выстраивание индивидуального маршрута: или ученик продолжает отрабатывать базу или переходит к заданиям повышенного уровня с выходом на результат «выпускник получит возможность научиться».

      Технология является "проникающей" и удачно сочетается с технологией проблемного обучения. Предлагаю несколько примеров технологических карт уроков:

1) технологическая карта урока в 9 классе. Тема "Проблемы природно-ресурсной основы экономики РФ""

2) технологическая карта урока-рефлексии в 8 классе. Тема "Внутренние воды России"

3) технологическая карта урока в 9 классе. Тема "Районирование России"


Йокса Любовь Ивановна

Уважаемая Лариса Владимировна,познакомилась со многими Вашими материалами. Учитывая то, что я посещала Ваши уроки и теорию видела на практике (а нам, учителям, наверное, прежде всего этого и не хватает), хочется Вас поблагодарить за важную и нужную информацию, которую можно найти на Вашем сайте. Также хочу сказать Вам спасибо за готовность помочь и понимание. А данную технологию я тоже стараюсь применять на уроках. Вам - дальнейших творческих успехов и достижений! Удачи!

Комментировать
Любовь Сергеевна Смирнова

Добрый день, Лариса Владимировна!
Предлагаемый Вами опыт работы по выстраиванию индивидуального образовательного маршрута на уроке стандарта второго поколения очень заинтересовал учителей начальных классов МОУСОШ №2 г.Буя. Предлагаем сотрудничать! Нами накоплен опыт внедрения модели электронной среды обучения «1 ученик: 1 компьютер» для индивидуализации учебной деятельности учащихся младших классов».
Индивидуализация учебной деятельности школьников в модели «1-1» предполагает построение ими индивидуального образовательного маршрута, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Особенности построения учебной деятельности на уроках, методы, средства обучения, формы взаимодействия учителя и обучающихся, особенности организации управления процессом обучения отражаются педагогами в тематическом планировании по предметам, методических разработках уроков, внеурочных занятий.
Основные методы, средства, формы взаимодействия учителя и обучающихся, которые используются в данной модели: проектная методика, портфолио, передача файлов, общение в чате, работа в чате; групповое обучение; общая доска; видео по сети: трансляция видеоуроков, ЦОР; поиск информации в сети Интернет; тестирование; опрос; отслеживание и управление; рефлексивные методики настроения, удовлетворенности совместной деятельности, содержания учебного материала и др.
Особенности индивидуализации учебной деятельности в электронной среде 1 ученик: 1 компьютер:
- возможность для учащихся выбора учебных задач разного уровня сложности и их решения на учебном занятии;
- создание для каждого учебного занятия коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов, тренажеров, тестов, которыми могут воспользоваться школьники при решении учебных задач;
- наличие оперативной обратной связи, проведения on-line опросов для выявления первоначального опыта и интересов учащихся, организации индивидуальной и групповой рефлексии, самооценивания и взаимооценивания.
В качестве программной среды, позволяющей реализовать перечисленные выше возможности может использоваться любая система дистанционного обучения и другие программно-аппаратные средства, в том числе система iTALC.
Все это также позволяет обеспечить демонстрацию индивидуальных достижений школьников и сделать процесс обучения более интересным и насыщенным.

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Любовь Сергеевна, спасибо, что Вы делитесь опытом работы. Безусловно он востребован и очень интересен. Готова к сотрудничеству!

Фёдорова Ирина Валерьевна

Уважаемая Лариса Владимировна! Спасибо за статью. Использую эту технологию при изучении химии.Удачи Вам и дальнейших успехов!

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Ирина Валерьевна, действительно данную технологию можно использовать на уроках любой предметной области. Спасибо за отзыв!

Румянцева Лариса Юрьевна

Лариса Владимировна, технология, которую Вы представляете, довольно сложна в практическом применении, при кажущейся простоте. Действительно, сейчас уже все педагоги понимают, что индивидуализация и индивидуальный подход - это понятия совершенно разные, что новые стандарты, особенно в старшей школе, требуют индивидуализации. Значит ли это, что от индивидуального подхода надо отказаться? И ещё один вопрос. Как Вы считаете, возможно ли использование технологии индивидуализации в малокомплектной школе, в малочисленном классе (где может быть 3-5 человек и то из двух классов)

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Лариса Юрьевна, благодарю за внимание к моей работе. Мнение учёных по заданному Вами вопросу неоднозначно: часть учёных не видят различия между этими понятиями, другие связывают одно с другим, третьи считают, что это абсолютно разные понятия. Мне ближе понимание: индивидуальный подход в обучении направлен на поддержку эффективности самого процесса обучения. Педагог является главным звеном в обучающей системе. Он учитывает индивидуальные особенности каждого своего ученика, подбирает определенные формы, средства и методы обучения. Задача индивидуализации несколько иная – это, прежде всего, научить обучающегося самостоятельно управлять своей образовательной траекторий. И тогда педагог выступает уже как помощник, наставник, тьютор. При индивидуализации каждый ребёнок формирует заказ на содержание обучения: "выпускник научится", "выпускник получит возможность научиться". Я за учёт индивидуальных особенностей детей при индивидуализации обучения. В малочисленном классе также можно успешно применять данную технологию. Затруднения вижу только в организации групповых форм, а в рефлексии и индивидуальном маршруте - нет.

Седых Роман Васильевич

Уважаемая Лариса Владимировна! Огромное спасибо за Ваш опыт и материалы, которые оказывают практическую помощь всему педагогическому сообществу Костромской области. У меня к Вам вопрос. Как проходит работа детей с ОВЗ по такой технологии? Всё ли они воспринимают? Как реагируют на этапы урока? Каковы результаты?

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Роман Васильевич, дети с ОВЗ - это особая категория учеников, требующая от педагога ещё большего внимания, особенно если речь идёт о детях с ЗПР. На уроке дети с задержкой психического развития берут только базовый уровень, а учитель помогает выстроить маршрут по его освоению: фиксирует с учеником затруднение, помогает найти страницу параграфа, номер карты и др. Обязательно всё должно проговариваться вслух. По результатам контрольных работ в классах 100% успеваемость.

Чухрий В.В., учитель биологии

Уважаемая Лариса Владимировна! Спасибо за статью. Пробую научиться работать по данной технологии. Интересная и главное - результатная. Здорово, что Вы владеете технологией индивидуализации и делитесь опытом с учителями. Желаю Вам успехов!

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Вера Васильевна, особенно здорово получается в данной технологии готовить детей к ВПР и экзаменам.

Воронина Елена Анатольевна

Уважаемая Лариса Владимировна! Спасибо за материалы, которые безусловно полезны и интересны. Это результат большого труда заинтересованного, творческого и талантливого учителя.

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Елена Анатольевна, спасибо за Ваш отзыв.

Торопова Ирина Валентинона

Лариса Владимировна! Прочитала Вашу статью и меня заинтересовала данная технология проведения урока. Хотелось бы узнать о ней побольше.
Во-первых, меня интересует количество групп на уроке и количество учащихся в группе. На уроке в 9 классе по теме "Проблемы природно-ресурсной основы экономики РФ", Вы описываете 4 группы.
Во-вторых, эти группы формируются на данный урок или они создаются, согласно проведенной диагностике, на определенный период обучения?
В-третьих, как Вы оцениваете работу каждого ученика в группе: выборочно, всех оцениваете, в зависимости от уровня выбранного задания.
Буду рада, если Вы мне ответите.

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Ирина Валентиновна, приятно видеть заинтересованность данной технологией. Диагностику индивидуального стиля деятельности проводит в школе психолог. По результатам диагностики группы формирует учитель. Подходы разные: можно формировать группы как на усиление навыков, так и на устранение "западающих" недостатков определённого вида деятельности. Всё зависит от типа и цели урока. На уроке по теме "Проблемы природно-ресурсной основы экономики РФ" было сформировано 4 группы, т.к. в классе 20 человек. Но групп может быть больше, просто можно группам с одинаковым стилем деятельности давать одинаковые задания и слушать блочно или как дополнение. Оценивается по итогам работы только каждый ученик индивидуально: базового или повышенного уровня он достиг. Но самое важно в технологии является приём обучения рефлексии своей деятельности, дети должны видеть какие возникли проблемы и как их устранить.

Торопова Ирина Валентинона

Лариса Владимировна!
Спасибо за ответ. Еще вопрос. Какое оптимальное количество групп можно создать, чтобы была возможность выслушать, хотя бы частично всех? Меня еще интересует временные интервалы каждого этапа, всегда успеваете все на уроке? Вот у меня уроки по ФГОС не всегда укладываются в 40 минут, бывают случаи задержки ребят на перемену, хотя это не правильно. Подскажите, пожалуйста, если это возможно, источники для более детального изучения данной технологии.

Смирнова Лариса Владимировна

Ирина Валентиновна, оптимально планировать работу групп в зависимости от наполняемости класса, но не более 5 человек в группе. При самой большой наполняемости класса получится 6 групп, две из которых будут с одинаковым стилем деятельности (можно дать одинаковые задания). На уроке стараемся успеть всё, так как очень тщательно приходится отбирать материал. Для этого из своей рабочей программы вычленяю результаты для конкретного урока. Если брать конкретно урок по теме "Проблемы природно-ресурсной основы экономики РФ", то временные рамки таковы: самоопределение - 1 минута, актуализация знаний - 6 минут, формулировка темы урока, проблемного вопроса, постановка задач - 3 минуты, применение знаний (групповая работа) - 8 минут, физкультурно-оздоровительная пауза - 1 минута, отчёты групп - 7 минут, контроль - 3 минуты, применение знаний - 6 минут, д/з - 1 минута, итог - 2 минуты, рефлексия - 2 минуты. Детально изучить технологию рекомендую на практике, поэтому приглашаю на следующий учебный год на один из таких уроков.

Торопова Ирина Валентинона

Лариса Владимировна! Спасибо за приглашение на урок по данной технологии. С удовольствием принимаю приглашение, если будет возможность, то обязательно буду присутствовать.

Белькова Татьяна Александровна

Уважаемая Лариса Владимировна! Опубликованные Вами материалы оказывают большую практическую помощь учителям. Спасибо за возможность познакомиться с опытом Вашей работы по этой теме. Новых Вам достижений.

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Татьяна Александровна, спасибо за комментарий. Приятно работать с коллегами, стремящимися к постоянному развитию.

Марина Александровна Наянова (Акдаглы)

Уважаемая Лариса Владимировна! С интересом прочитала Ваши статьи. Буду рекомендовать Ваш сайт учителю географии (да и другим учителям) нашей русской школы города Стамбул (Турция). По причине того, что мы не имеем непосредственной возможности курсового повышения квалификации в свете ФГОС, такие ресурсы, как Ваш сайт, особенно полезны. Спасибо. Привет коллегам из школы № 13 и всем педагогам г.Буй. Вспоминаю о нашем сотрудничестве с удовольствием.

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Марина Александровна, так приятно снова с Вами пообщаться. При введении и апробации ФГОС, мы поняли как важно внутрифирменное обучение. В школе постоянно проводятся открытые уроки, мастер-классы, стажировки. Добро пожаловать на сайт нашей школы (http://www.eduportal44.ru/Buy/School_13/default.aspx)

Жук О.Л., Голубева Н.В., Бонокина Т.Н.

Добрый день, Лариса Владимировна! Спасибо за Ваш познавательный материал по данной теме. Действительно, маршрутная система обучения максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития. Ваш богатый опыт работы на каждом этапе урока нам очень полезен. Особо хочется отметить рефлексию деятельности, где акцент делается на умение детей видеть и устранять свои недостатки, а значит продолжать отрабатывать тему или переходить к заданиям более сложного уровня. Таким образом, происходит своевременная коррекция, позволяющая достичь высоких результатов в нашей педагогической деятельности. Желаем Вам дальнейших успехов!

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Коллеги, действительно одной из задач педагога является обучение детей умению рефлексировать свою деятельность. На первых порах внедрения технологии на вопрос "Что надо сделать, чтобы устранить недостатки?", дети давали ответы "Хорошо учиться", "Стараться" и др. Да, это были только общие фразы. На данный момент сегодняшние старшеклассники могут выстроить маршрут как выйти из затруднения: указать карту для работы, страницу параграфа, сайт в сети Интернет и др. Результаты ВПР-география подтвердили актуальность внедрения технологии.

Чистякова О.Е.

Уважаемая Лариса Владимировна! Ваш материал интересен и для начальной школы! Спасибо, что щедро делитесь своим опытом!

Комментировать
Сертукова Г.Л., учитель математики

Спасибо большое, Лариса Владимировна, за ценный материал, который является актуальным на данный момент. У вас как всегда все лаконично выстроено в содержании и описании, разработанных вами материалов.

Комментировать
Смирнова Лариса Владимировна

Галина Леонидовна, приятно видеть заинтересованность молодого коллеги современными образовательными технологиями в свете требований ФГОС.